ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ В МОДЕ |
Многие обозреватели отмечают сегодня появление аскетичного и мужественного стиля, который начал вытеснять прежнюю жизнерадостную гламурность из модных коллекций. Это явление расценивается как естественная реакция рынка на глобальный экономический кризис. Маркетологи утверждают, что именно финансовые затруднения диктуют модельерам необходимость сравнительно экономного расходования тканей, вынуждая также отказываться от прежней роскоши в аксессуарах и отдавать предпочтение сдержанному колориту коллекций. На самом же деле, это – сигналы давно ожидаемого глобального перелома в истории модных стилей.
Ни для кого не секрет, что мода периодически возвращается к утраченным образам прошлого. Только происходит это на новом уровне. Этот процесс можно сравнить с цикличностью времен года: мы каждый раз встречаем весну, лето, осень и зиму, но каждый раз делаем это по-новому, с высоты своего жизненного опыта.
Российскими специалистами разработана система, согласно которой всё многообразие модных стилей можно свести к шести «сезонам». Эта цепочка постоянно повторяется на протяжении всей истории моды, начиная со времен древних цивилизаций и до наших дней. Последовательность модных «сезонов» заметно сокращается во времени: если в древности продолжительность этих модных стилей измерялась веками, то в последние десятилетия, начиная с 1987 года, она приравнивается к двадцати двум календарным годам /соответственно, каждый модный «сезон» теперь составляет примерно 3-4 года/.
На сегодняшний день это первое и единственное глубокое изучение истории моды, в котором найдена закономерность развития стилей. Если ведущие трендовые компании во всем мире делают модные прогнозы лишь на пару следующих лет, то по российской системе грядущие тенденции четко определяются на десятки лет вперед. Эта система базируется на том, что различные психологические типы людей и, соответственно, народов, имеют периоды большей или меньшей активности, которую в своих трудах отметил российский историк Лев Гумилев / «Этногенез и биосфера Земли»/.
Такие периоды следуют друг за другом в определенной циклической последовательности на протяжении всей истории человечества. При этом доминирующий психологический тип, или даже нация, влияет на возникновение новых идеалов, художественных течений или моды своего времени. Именно поэтому часто говорится о существовании предпочтений в моде, которые на протяжении разных временных периодов определяли появление тех или иных направлений мировой моды.
Связь нации и стиля здесь условна, особенно в наши времена всеобщей глобализации. Однако об общих чертах определенных периодов мы можем говорить с уверенностью. Так, например, важными вехами в истории моды являются годы 1897, 1930, 1961, 1987, 2009. Именно в эти годы начинаются первые «сезоны» прошедших эпох модных стилей.
При всей непохожести направления моды, возникавшие в эти годы, имеют общие черты. Мода, характерная для этих лет, отличается сдержанностью, жесткостью форм, графичностью декора, скупостью отделок, а женский образ – независимостью и мужественностью.
Так, в 1897 году мир завоевала английская мода, которая одела женщин в темные костюмы, напоминающие мужские, где вместо брюк была юбка и брошь под белым воротником вместо бабочки. В 1930 году с появлением массового производства и первых коллекций prеt-a-porter вошли в моду костюмы прямоугольного силуэта с плиссерованными юбками, которые придавали еще большую строгость силуэту. Так возникла «офисная мода» для женщин. В 1961 году мир завоевала космическая мода, в которой преобладал прямоугольный плоский силуэт. Несмотря на то, что это было время мини – юбок, женственностью, в ее традиционном понимании, данный стиль не отличался. Андеграундом в этот период стала унисекс – мода, возникшая в русле движения хиппи.
В 1987 году ведущие позиции в моде занял образ сильной деловой женщины в брючном костюме с акцентрированными плечами. Именно тогда заявил о себе Карл Лагерфельд как дизайнер марки Chanel. К тому времени этот Дом моды уже сдал свои лидирующие позиции в бизнесе и превратился в небольшую парфюмерную компанию, а костюмы Шанель носили только провинциальные дамы преклонного возраста. Лагерфельд по – новому интерпретировал дизайны Шанель, вернув Дом моды Chanel на вершину славы и на лидирующее место в бизнесе. Знаменитый жакет Шанель он сделал длиной выше талии и укоротил прямую юбку, придав силуэту четкую прямоугольную форму. Тяжелые цепи на шее, огромный логотип Дома Chanel из металла и фетишные массивные высокие ботинки со шнуровкой подчеркивали независимость сильной женщины, которую всегда воспевала сама Шанель.
То же происходит и в 2009 году, когда узкоплечие силуэты последних лет уступают место брючным костюмам с акцентированными плечами, а тропические яркие цвета – сдержанным оттенкам, легкомысленный образ – имиджу сильной зрелой женщины.
Таким образом, согласно упомянутой системе, 2009 год является переломным в истории моды и знаменует собой начало новой эпохи в моде и старт первого «сезона» продолжительностью в 3-4 года. Проводя аналогии с прежними подобными «сезонами» в моде, мы легко можем предвидеть характер новых модных образов и связанных с ними модных тенденций, конструктивных решений, цветовых палитр, текстур, фурнитуры и аксессуаров.