Fashionograph - КРУГЛЫЙ СТОЛ - о кризисе в fashion - индустрии |
ПОСТИ ВСЁ ЛЕТО 2014 ГОДА ИГРОКИ FASHION ИНДУСТРИИ, ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ, АКТИВНО ГОВОРЯТ О НОВОМ КРИЗИСЕ. ФАКТИЧЕСКИ, НА ТО ЕСТЬ УЖЕ МАКРО-И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ВСЁ СЕРЬЕЗНО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ FASHIONOGRAPH СОБРАЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ FASHION КОМПАНИЙ ИЗ РАЗНЫХ ЦЕНОВЫХ И АССОРТИМЕНТНЫХ СЕГМЕНТОВ.
Нинель Ильичева: к.т.н. Директор по технологии производству Samos Fashion Group
Султана Французова: дизайнер Sultana Franzuzova
Елена Шипилова: Креативный директор Shipilova Fashion Design
Полина Бакшаева: Генеральный директор Melon Fashion Group
Александра Калошина: Директор Студии Solstudio Textile Design, владелец Radical chic
ВОПРОС: ОЩУЩАЕТ ЛИ ВАША КОМПАНИЯ КРИЗИС?
П. Бакшаева: В 2014 году продолжилась наметившаяся ещё в середине прошлого года тенденция к снижению курса рубля, что с неизбежностью сказалось как на розничной торговле в целом, так и на fashion сегменте в частности. Но, несмотря на ухудшение финансовой ситуации, мы постоянно ищем новые пути и новые возможности для производства продукта и обеспечения лучшей цены на наши изделия, сохраняя при этом высокий уровень качества, принятый в компании. И хотя с экономической точки зрения год начался непросто, за счет масштабов нашей компании и грамотного управления финансово-валютными рисками мы надеемся, что сможем минимизировать неблагоприятный эффект.
Н.Ильичева: Лучше говорить не о кризисе в индустрии моды, а о динамике предпочтений покупателей, которые меняются в соответствии с изменениями в мире моды и событиями в социальной жизни страны и мира в целом. Важно с полной отдачей и трудолюбием относиться к своему делу и передать любовь к прекрасному своим покупателям, изучить ситуацию на рынке одежды и быстро реагировать на любые её изменения. Последние годы ощущается подъем в развитии русской индустрии моды. На рынке появились и укрепились имена русских дизайнеров. Радует, что носить одежду от русского дизайнера становится престижно. Мы понимаем, что в сложные времена необходимо быть более требовательным к себе, взвешивать и совершенствовать каждый свой шаг, еще более нетерпимо и требовательно относиться к качеству выпускаемой продукции, оттачивать классику, не увлекаться «fashion моделями»и предлагать клиентам обновленную, красивую, яркую коллекцию, способную вызвать позитивные эмоции и улыбку.
А.Калошина: Большая часть продуктов моей компании, если говорить о текстильном дизайне, ориентирована на зарубежные продажи. Кризис индустрии моды – мировое понятие, не только российское. Если внимательно почитать зарубежную прессу, которая прошла множество стадий в аналитике происходящего, приписывая снижение покупательской активности то экономической нестабильности в зоне евро, в результате которой упала покупательская способность населения, тот наступлению Китая, - можно заметить, на мой взгляд, новую более здравую линию. Это простое перепроизводство в результате улучшения текстильных технологий и глубокое насыщение рынка, как результат социального поощрения консюмеризма в последние десятилетия. То есть, простыми словами, куплено столько, что большому слою европейского населения банально больше ничего не нужно, а если и нужно, изменились векторы покупок. Житель Милана посмотрит на красивые витрины бутика и купит подобный продукт в Zara или Stradivarius. В связи с этим, обострилась конкуренция среди производителей одежды, и они пытаются привлечь покупателя необычными дизайнерами. То есть нашей работе кризис идет только на пользу. Необычный дизайн ткани стал остро востребован во всех нишах рынка от масс-маркета, до продуктов высокого ценового сегмента. Начинается такое движение и в России. Мы это видим по поступающим заказам. Проснулись даже небольшие по размерам компании. Но в России этот связано не с кризисом, а с естественной наступающей конкуренцией.
С.Французова: Мы кризис ощутили не сильно, так как еще достаточно «маленькие». Думаю, что он более чувствителен для крупных игроков с большим объемом арендованных площадей и многочисленными сотрудниками.
ВОПРОС: КАКОВА У ВАС ДИНАМИКА НАЙМА И ВНУТРЕННЕЙ РОТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ТЕКУЩЕМ ГОДУ?
П. Бакшаева: Ротация кадров в нашем сегменте – абсолютно нормальное явление. Каждая компания заинтересована в высококвалифицированных специалистах с богатым опытом работы, и в этом мы не станем исключением. Кроме того, мы делаем ставки на систему адаптации и обучения сотрудников и готовы выращивать кадры под себя – в этом случае для нас важно увидеть в каждом сотруднике потенциал и желание развиваться внутри компании.
Н. Ильичева: Наш стабильный коллектив – наша гордость. Мы дорожим сотрудниками и ценим вклад каждого в работу дружной команды.
А. Калошина: Мы все время растем, развивая разные направления текстильного бизнеса. Соответственно, все время приглашаем персонал. Ротации у нас, практически, нет на протяжении всех 15 лет развития компании.
Е. Шипилова: В нашей компании наблюдается высокая динамика найма. Бизнес растет, и требования к персоналу повышаются. С теми, кто не хочет развиваться, приходится расставаться, при этом внутренняя ротация отсутствует.
С. Французова: У нас 5 фирменных магазинов (из них 2 партнерских), также в полном объеме работает онлайн - магазин. Всем этим занимаются 6 человек, включая продавцов, администраторов магазинов и внештатников. При этом вся команда собралась именно за 2014 год.
ВОПРОС: ЕСТЬ ЛИ СЕГМЕНТЫ FASHION БИЗНЕСА, ОСОБЕННО ПОДВЕРЖЕННЫЕ КРИЗИСНЫМ ЯВЛЕНИЯМ?
П. Бакшаева: Все зависит от экономической ситуации в стране. Очевидно, что в условиях финансовой нестабильности потребители становятся более осторожными и консервативными в своих покупках. Кроме того, более 80% отечественных fashion ритейлеров отшивают свою продукцию за рубежом. И поскольку расчеты с поставщиками ведутся в иностранной валюте, очевидно, что ее рост в большинстве случаев может привести к росту себестоимости товара. В первую очередь, от таких валютных колебаний страдают небольшие розничные компании. Можно только отметить, что в кризис покупательские предпочтения постепенно меняются, перемещаясь в сторону нижнего ценового сегмента ( mass market).
А. Калошина: Бывают кризисные моменты для экономики страны в цело, и тогда попадают в затруднительную ситуацию многие отрасли. Беседуя в этом сезоне со специалистами двух несхожих по сегменту больших компаний – Bosco и Lady$Gentlement – мне пришлось услышать о снижении оборота и сокращении закупок на будущий сезон некоторых товаров. Однако, никакого пресловутого кризиса я здесь не вижу. Развитие рынка, изменение спроса – не более того. Посмотрите, сколько новых имен, марок, дизайнеров, бизнесов в сети появляется на свет каждый день. Две трети из них так же быстро исчезнет. Но это тоже - не кризис. Это - движение. Молодые специалисты пытаются нащупать свой путь в индустрии. Это и сеть закономерность растущего рынка.
Е. Шипилова: На мой взгляд, особенно подвержены кризисным скачкам сегменты «средний плюю» и premium. Мы наблюдаем снижение покупательской способности: в то время, как курс евро растет, вещи становятся менее доступными. Соответственно, продажи падают.
С. Французова: Мне проще сказать, кто не подвержен кризисам – это люкс, потому, как их клиентам почти все равно, сколько стоит продукт и, конечно, это в основном, касается жителей Китая, России, ОАЭ. Мы наблюдаем, как охотно люксовые бренды открывают магазины в столь «хлебных» местах.
Также, судя по статистике, кризису не подвержен масс - маркет. Как правило, H$M и McDonalds чувствуют себя прекрасно в любой экономической ситуации. Ну и кроме того, одежда – это последнее, что перестают покупать люди после еды.
ВОПРОС: ОЦЕНИТЕ ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ И БЛИЖАЙШИХ КОНКУРЕНТОВ.
П. Бакшаева: Для представителей сегмента масс – маркет вопрос цены всегда будет одним из приоритетным. Поэтому, если тенденции к снижению роста национальной валюты, повышению стоимости рабочей силы, арендной платы продолжатся, то большинство ритейлеров, работающих с импортом, не смогут сохранить цены на прежнем уровне. С другой стороны, кризисы вытесняют с рынка неэффективных производителей, становясь стимулом к развитию и повышению качества услуг для оставшихся игроков. Думаю, для того, чтобы удержать позиции на рынке, ритейлерам необходимо обратить особое внимание на наиболее «горячие» области бизнеса: ассортиментную политику, качество товара и сервис, а также сосредоточиться на оптимизации внутренних бизнес – процессов. Мы, как и любой другой ритейлер, стараемся найти способы для развития своей компании и повышения прибыли даже в условиях стагнирующей экономики. У Melon Fashion есть опыт успешного развития компании в кризисный период 2008 – 2009 годов. Слабые игроки покидали рынок, и благодаря снижению арендных ставок, мы получили наиболее качественные арендные площади под наши магазины.
Н. Ильичева: Мы не считаем, что среди российских компаний у нас есть конкуренты. Все определяет качество продукта, который мы производим и наше профессиональное отношение к своему делу. Мы создаем две ассортиментные сезонные коллекции в год, включающие 35-40 новых моделей. Это связано с географией и климатическими особенностями нашей страны, изысканным вкусом клиентов и пониманием, что у нас всегда к одежде относились как к элементу украшательства и демонстрации статуса. Для нас огромное удовольствие радовать нашего покупателя новыми тканями, яркими цветами, продуманными дизайн – решениями, отличным качеством.
А. Калошина: Думаю, что в сфере производства текстильного дизайна мы вырастем более чем в два раза за счет активного освоения восточных регионов. С большой уверенностью смотрю и на развитие нашей марки аксессуаров Radical Chic. Это хорошо продуманная линейка разнообразного продукта, укладывающаяся в матрицы самых разных рынков. Нас продает и шоу-рум в Азии и совсем недавно – принял крупнейший шоу-рум в Турине, известный своей сложностью выборки, сдержанностью и критичностью подхода. На конкурентов, в противовес всем бизнес – теориям, никогда не обращаю внимания. Ну разве что поучиться, если есть чему, и сразу развить и уйти вперед. Я стараюсь работать с неконкурентным продуктом с элементом новизны. Работа в текстильном дизайне, где коллекция создается на еще большее количество сезонов вперед (например, сейчас мы разрабатываем лето 2016) приучила к жесткой аналитике и стала хорошей школой понимания реальных тенденций. Благодаря этому легко вести политику собственного продукта.
Е. Шипилова: Наша марка в своем развитии достигла периода расширения. На этой стадии увеличение роста напрямую зависит от оборота компании. Наш единственный российский конкурент Vassа$Co. Остальных отечественных коллег мы сильно опережаем темпами роста бизнеса.
С. Французова: Мне сложно назвать своих конкурентов. И я об этом говорю с сожалением…Возможно, у нас и есть конкуренты, если говорить о дизайне. Но вот только где они продают свою одежду?
ВОПРОС: КАКОВ ВАШ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И РИТЕЙЛА В ЦЕЛОМ В РОССИИ?
П. Бакшаева: Хотя ситуация на рынке складывается непростая, fashion – ритейл, на наш взгляд, далек от насыщения и в среднесрочной перспективе имеет положительную динамику: будем надеяться, что драматических изменений он не претерпит.
Н. Ильичева: В России сложно что-то прогнозировать. Очевидно, что социальные сети и онлайн – магазины оказывают существенное влияние на развитие брендов, выступая мощнейшим инструментом повышения узнаваемости торговых марок и налаживания прямого общения с потенциальными клиентами. Такая связь способствует доверительному отношению к бренду, расширению целевой аудитории и увеличению продаж. Именно в эту сторону мы сейчас и смотрим достаточно активно.
А. Калошина: Яс глубоким интересом наблюдаю за ростом ритейла и его все более глубоким сегментированием. Очевидно, идет период освоения самых разных ниш, а дальше начнется укрупнение игроков. Но это теще – не скоро. Пока мы в стадии периода проб, когда много молодых компаний только нащупывают свой путь.
Е. Шипилова: Несколько сильных брендов fashion – индустрии, способных конкурировать с западными брендами, укрепятся. Остальные же, вероятнее всего, будут испытывать серьезные трудности и перестраивать бизнес.
С. Французова: Думаю, что лет через 5-10 все, о чем я говорила выше, станет реальностью. Мне кажется, что у нас достаточно интересных дизайнеров с большим потенциалом: разбирающихся в моде, с хорошим вкусом, ориентированных на бизнес. Мне симпатичен Кирилл Гасилин. У него отличный стиль, и он делает красивую одежду для нормальных девушек. Он и многие другие, обязательно заявят о себе.
/ Fashionograph - стр. 048 - 051/